Поиск и подбор персонала для бизнеса

1. Что значит персонал для бизнеса?

Вопросы управления персоналом, а также его поиска, подбора и мотивации являются ключевыми для каждого руководителя. Насколько будет успешен Ваш бизнес, зависит всего от нескольких базовых параметров:

  1. материальная/финансовая составляющая;
  2. спрос на тот продукт, который Вы предлагаете;
  3. эффективный менеджмент;
  4. грамотно подобранный и мотивированный персонал.

Как мы видим, персонал обеспечивает 25% успеха, а может быть даже и больше. Но так как это ещё и один из самых затратных «рабочих инструментов», то нужно очень взвешенно и грамотно подходить к вопросу подбора персонала и управления им в рамках компании.

В действительности «управлять персоналом» очень не просто, и для опытного руководителя это не пустые слова. Нужно умело ставить задачи, знать, как контролировать их исполнение, также нужно мотивировать сотрудников, причём не только финансово. В современном мире всё больше и больше людей предпочитают то место работы, где они могут не только обеспечить себе хлеб насущный, но и развиваться профессионально, личностно, получать какие-то иные бонусы, помимо денег.

Но прежде чем управлять и мотивировать, вначале нужно персонал найти. Вот и получается, что поиск персонала — это базовый вопрос руководителя. Кто будет ставить бизнес? Кто будет решать ежедневные задачи компании? Кто будет осваивать новые направления и решать не тривиальные запросы современного развивающегося рынка?

2. Как оптимизировать процесс поиска и подбора персонала для компании?

Рано или поздно каждый руководитель сталкивается с задачей поиска топовых управленцев и линейных менеджеров, способных не только выполнять текущую работу, но и внести новые идеи для развития бизнеса.

Руководитель должен четко определить:

  • Какие задачи компании менеджеру необходимо будет решать?
  • Какими характеристиками должен обладать сотрудник?
  • Каких результатов от него ждут?
  • Где и как найти такого менеджера?
  • Как можно быть уверенным, что найденный специалист именно тот, который нужен?
  • Не потеряет ли компания время и деньги на сотрудника, который в итоге не принесёт пользу?
  • И в итоге: сколько на поиск и выбор такого сотрудника потребуется временных, финансовых и трудозатрат?

По данным многочисленных исследований и опросов[1] есть 3 самых популярных источника для поиска и подбора персонала в России:

  1. Работные сайты.
  2. Рекомендации собственных сотрудников.
  3. Кадровые агентства.
  4. Все остальные: газеты, соц. сети, ярмарки вакансий, центры занятости и т.д.

Пункты расположены в порядке убывания популярности источников. А вот если разложить их по эффективности, то картина будет выглядеть иначе.

3. Рынок кадровых услуг в России. Почему кадровое агентство?

Значительная часть директоров крупных предприятий, а также сектора МСБ (малого и среднего бизнеса), уже сейчас предпочитает вопрос подбора персонала доверять кадровым агентствам (если быть совсем точным, Executive Search агентствам). По оценке экспертов[2] тенденции современного рынка кадровых услуг в России таковы, что популярность подбора персонала через кадровые агентства (далее КА) возрастает год от года в среднем на 28,45%.

Также можно отметить более глубокое проникновение платных кадровых услуг в отечественную бизнес-культуру. Так до 2005 г. в России услугами КА пользовались только западные компании, сейчас уже более половины от общего числа заказчиков российские компании.

По данным опросов крупнейших работодателей 77% московских компаний хотя бы раз обращались в КА. В регионах этот показатель значительно отличается от Москвы, и составляет порядка 20%.

На западе около 93% компаний являются постоянными клиентами КА. В России такой статистики нет, за исключением Москвы: здесь уже наметился рост постоянного сотрудничества с КА в сфере подбора персонала.

4. Как развивать свой бизнес с помощью кадрового агентства?

Агентство не просто осуществляет поиск и подбор персонала, экономя ресурсы и время Заказчика. Агентство как никто другой понимает, что подбирая нового человека для бизнеса, необходимо искать не просто сотрудника, а «ключ» к решению задач компании. Менеджер кадрового агентства работает не как административный персонал, а представляет собой уже фактически партнёра по бизнесу, выполняющего коммерческую функцию.

Помимо того КА обладают собственными базами кандидатов, профессиональными навыками оценки компетенций кандидатов; ведут отбор не только из числа активно ищущих работу кандидатов, но и среди работающих в данный момент специалистов.

Отсюда и основные причины обращения в КА у компаний-заказчиков:

  • Нужно найти высококвалифицированного специалиста.
  • Нужно найти специалиста в сжатые сроки.
  • Конфиденциальность поиска.
  • Нет внутренней службы подбора персонала.

Порой Заказчик даже не может сформулировать чётко задачу по параметрам поиска необходимого сотрудника. КА всегда заинтересовано понять клиента и помочь с составлением профиля идеального кандидата. Отталкиваясь в данном случае от целей и потребностей клиента, КА выполняет роль партнёра по развитию бизнеса заказчика!

Результат такого сотрудничества для компании-заказчика — выполнение планов по продажам, увеличение отгрузок, налаживание клиентского сервиса, разработка новых продуктов и т.д. Всё это и есть развитие бизнеса с помощью кадровых агентств!

[1] данные порталов РБК, HRM, PRO-персонал.
[2] данные исследований РБК, АКПП (Ассоциация консультантов по подбору персонала), «TopContact», МА «Step By Step».

Автор: Мария Кузовкина, кадровое агентство «Inter-HR», Москва, 27.11.2014 г.